"I got youniverse.." (c)
Искала сегодня что есть про Бастет - нашу богиню. Вот что нарыла.

«Во главе тех богов Древнего Египта, кому специально была посвящена кошка, стоит великая богиня Баст, или Убастет, известная также как Бубастис и Пушт, – вторая из божественной триады Мемфиса, возлюбленная и постоянная спутница Ра. Она, по всей вероятности, первоначально была чужой богиней, но в очень ранние времена стала отождествляться с женской половиной богов солнца: Пта, Ра, Осириса и Тема. В ее персонификации мы можем увидеть некоторые черты Исиды, которая, как и луна или кошка, воплощавшая луну, особо почиталась в городе, названном в честь Бубастис – Абу-Пушт, город Пушт. Здесь с незапамятных времен поклонялись Баст и кошек, воспринимавшихся жителями как ее символ, оплакивали после смерти и считали священными животными.

Египтяне поклонялись животным как символам какого-либо божества. Кошка была символом богини Баст - дочери бога солнца Ра. Иногда Баст считали женой бога-творца Птаха или отождествляли с богиней неба Мут, а также с высокочтимыми в Египте богинями Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор, в связи с чем Баст также приобрела функции солнечного Ока. "Отец истории" Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой

Сначала эта богиня изображалась в виде злобной львицы, мстительной и воинственной. Позднее, приняв обличие кошки, она стала почитаться как богиня любви и плодородия. Также она защищала людей от болезней и злых духов. Богиню Баст изображали не только в виде кошки, но и в виде женщины с головой кошки. Главный храм богини находился в городе Бубастисе, его название переводится как «дом Баст». Благодаря Баст египтяне любили и почитали кошек настолько, что убийство кошки каралось смертной казнью.

Хотя имя Баст переводится как «плачущая» или «отдающая», в противовес яростной Сехмет, богине войны, которая воплощала в себе разрушительную силу солнечной орбиты, Баст олицетворяла доброе, дающее жизнь тепло солнца. Она считалась воплощением полезных свойств простого огня и подательницей счастливой судьбы. Она также известна как «госпожа Сепа», то есть звезды Сотис (Сириус). Баст также была воплощением радостной Хатор, ее увлечения музыкой и танцами. Мы можем узнать ее по украшенному головками или фигурками кошек систру танцовщиц, который она держит в руках, или по эгиде (посоху), или корзине, которые она также может держать. Время от времени ее изображали и без этих атрибутов, и тогда трудно сказать, кого мы видим: добрую Баст с головой кошки или могущественную и ужасную Сехмет с головой льва. Саму Баст часто представляли как богиню с головой льва, и иногда за ее именем идет демонстрационный знак льва, а не кошки, хотя именно последняя стала ее эмблемой. Некоторые из базальтовых фигурок в Британском музее являются фигурками богини Баст с головой льва. Вероятно, они датируются более ранним временем, поскольку Баст появилась с головой кошки намного позднее и затем принципиально изображалась лишь в небольших бронзовых обрядовых фигурках.
Подобно тому как Анубису посвящались и волк, и шакал, так лев и кошка были одновременно символами как Сехмет, так и Баст. Сначала Баст, предположительно, изображалась с головой льва (не львицы, так как была видна грива), что намекало на двойственную, совмещавшуюся в ней мужскую и женскую природу. Египтяне явно считали этих животных семейства кошачьих взаимозаменяемыми с точки зрения символизма. Но в бронзовых фигурках ясно видна именно кошачья голова. Египтяне иногда изображали Баст с систром в правой руке и с диском с изображением львиной головы – в левой; но это довольно поздние статуэтки, которые не могут, как скульптуры древних памятников, считаться настоящим отражением атрибутов богини. Вероятно, львы, которых в эллинских государствах держали во дворах храмов Солнца, также были посвящены Баст. Баст изображена в виде женщины с головой льва в колоссальной сидячей фигуре из собрания Британского музея. Она одета в обтягивающее платье, ступни стоят рядом друг с другом, руки на коленях, в левой руке анк, символ жизни, правая ладонь открыта. По бокам трона есть надписи в честь «жреца, сына солнца, доброго царя Верхнего Египта, господина битв, Аменхотепа III, любимца Пушт». Эта статуя в 5 футов и 2 дюйма высотой от ступней до макушки помещена на постаменте и коронована солнечным диском.

Теология позднего Египта не вносила в культ никаких сколько-нибудь оригинальных идей, а тратила силы на реконструирование и реанимирование старых. Религия потеряла свою древнюю чистоту, и в ней возобладали концепции, восходящие к магии. Поскольку птицы часто символизировали богов, в каждом номе имелись свои главные боги в виде птиц. В этой поздней теологии Баст представала в виде ястреба с головой кошки. Вероятно, эта метафора должна была подчеркнуть ее тождество с Исидой, так как эта богиня парила над телом умершего Осириса в облике ястреба-перепелятника и заставила его дышать, нагнетая воздух в его безжизненные легкие взмахами своих крыльев, так что умерший бог вошел в свою новую сущность и стал царем подземного мира. Это происходило в то же время, когда Исида, вернув жизнь своему господину, забеременела и позднее родила Гора с головой сокола.
Коршун-стервятник, который представлял Мут (богиню-мать и великую спутницу Амона-Ра), также появлялся и в связи с Баст, когда последняя ассоциировалась с членами египетской триады, известной под общим именем Сехмет-Баст-Ра. Эта фигура хорошо иллюстрирует сложную природу богини, так как она изображает женщину с головой мужчины и крыльями, растущими из ее рук. Этот символизм еще усложняется двумя стервятниками, вырастающими из ее шеи, и львиными лапами, которыми заканчиваются ее ноги.
Нельзя не распознать в этом божестве Диану Трехликую и Трижды рожденную, которая в силу своих трех функций известна под именами Луны на Небесах, Дианы – на Земле и Гекаты – в Аду. Ученые, изучающие символику, по-разному объясняют эти парадоксальные символы многоликой Великой Матери. Порфирий видит в ней тройственную форму, объединяющую быка, собаку и льва. Другие авторы говорят, что у нее голова лошади с правой стороны, собаки – слева и человеческая фигура в центре.»


«Образ кошки встречается в высшей и низшей мифологии. Высшая мифология - это зачастую жреческая мифология, разработанная корпорациями жрецов. К высшей мифологии относятся поэмы о богах и героях, которые изображаются как предки аристократических родов.

В верованиях народных масс долго сохранялось низшая мифология - представления о разных духах природы (лесных, морских, о духах, связанных с земледелием). Она, более грубая и непосредственная, оказывалась обычно наиболее устойчивой. В сферу низшей мифологии входят низшие существа, не имеющие божественного статуса. Это различные демоны и духи. Вообще, термин " низшая мифология " введен в оборот немецким этнографом В. Маннгардтом., который впервые занялся изучением этой категорией мифологических персонажей. Считается, что персонажи "низшей мифологии" вмешиваются в человеческую жизнь, встречаются с людьми и превращаются в них. Поэтому во многих традициях они имеют преобладающее значение в сравнении с божествами. Как правило, существа низшей мифологии являются персонажами наиболее популярных фольклорных жанров - сказок и былин. В фольклоре, поверьях народов мира сохранилась именно "низшая мифология", а "высшая мифология" лишь частично влилась в образы святых.

Если рассматривать кошку, и искать примеры ее в высшей мифологии, то сюда можно отнести образ рыжего кота - египетского Бога Ра [30] . Общеизвестно, что бог Ра был богом солнца. Может, именно поэтому кот был рыжим, а не черным или белым. В "Книге мертвых" кот, сражающийся при дереве ишед ( сикимора ) в Гелиополе со змеем Ими - Ухенеф, выступает как один из носителей бога солнца Ра (ср. восхваления Ра в надписях на гробнице царей XIX и XX династий: "Ты - великий кот, мститель богов"). Сюда же можно отнести и египетскую богиню Баст, богиню радости и веселья. Баст нередко смешивается с другими богинями - львицами Тефнут и Сехмет, а позже - с Исидой, что обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности. Причем Баст настолько почиталась, что вскоре ей была присвоена функция ока солнечного бога Ра . Но, к сожалению примеров, связанных с высшей мифологией не так уж много. Гораздо больше их можно найти в низшей.

Ниже приводится список существ низшей мифологии (по энциклопедии Е. М. Мелетинского), имеющих прямое отношение к образу кошек:

- бесы часто принимают облик черного кота;
- оборотень может ездить верхом на кошке;
- ал паб - похож на кошку (причиняет роженице и ребенку вред);
- банник иногда принимает вид кошки;
- богинки (у западных славян женские мифологические персонажи) причиняют вред детям; превращаются в кошек;
- босоркань - венгерская ведьма, может превращаться в кошку;
- выркола - восточный демонический персонаж, может иметь зооморфный вид кошки;
- горнопштикнер - армянский дух умерших злодеев, самоубийц зооморфного типа (кошка). Стоят ночью у дорог, пугают проходящих мимо;
- двоедушница ведьма - совмещает демоническое и человеческое существо, ночью принимает облик кошки;
- домовой часто мог принимать облик кошки;
- каумпули - в мифах ганда бог чумы, - который находился в яме, не сбежал, его покрывали стеблями бананов, а потом шкурами животных (кошек);
- кини - у лакцев, дидайцев, даргинцев, рутульцев, татов - добрый дух, приносит изобилие в дом - приходит в облике кошки;
- коргоруши - в восточной славянской мифологии - помощник домового, похож на кошку.

Кстати, в этой же энциклопедии Е. М. Мелетинского есть и словосочетание "девять жизней кошки". Оно объясняется как сакральное число 3 в третьей степени - триада триад = 9!!!

В мифологической энциклопедии под редакцией С.А. Токарева также есть список существ, имеющих отношение к образу кошки:

- коровья см ерть - персонификация смерти рогатого скота у русских. Появляется в виде коровы или кошки, чаще всего черной;
- кудиан - злые духи, ведьмы, которые ездят верхом на кошке;
- маахисы - в финской мифологии - подземные духи. Они антропоморфны, безобразны. Принимают вид кошки и других животных;
- нарцвы - в абхазских мифах - потусторонний загробный мир. Согласно более распространенным мифологическим воззрениям, нарцвы - это рай, которого достигает душа человека, лишь переправившись по волосяному мосту. Препятствует переходу в нарцвы враждебная человеку кошка, смазывающая мост маслом; помогает душе собака, слизывающая масло языком;
- оджу - у таджиков демон, принимающий вид кошки, собаки и др., пугающий ночных путников;
- перкунас - латышский бог плодородия. Его противоположность - черт, превращающийся в черного кота;
- рагона - литовская и латышская ведьма, превращающаяся в кошку.

В низшей мифологии кот выступает как воплощение черта, нечистой силы. У индийцев кечуа существовало поверие об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют силу. В японской традиции кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. А в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.

Таким образом, в мифологии народов мира образ кошки выразился двояко - с одной стороны - это отважный кот-змееборец либо кошка, приносящая только радость и счастье, а с другой - воплощение зла, темных сил и коварства, несущее людям лишь беды и несчастья.»




@темы: левая фигня